Главная » Магия и гадания » Куклы-обереги шорцев и телеутов (народов Кемеровской области и Алтая) — Магазин блога Тропа Духа, Обереги, Куклы

Куклы-обереги шорцев и телеутов (народов Кемеровской области и Алтая) — Магазин блога Тропа Духа, Обереги, Куклы

Куклы-обереги шорцев и телеутов (народов Кемеровской области и Алтая)

Куклы-обереги шорцев и телеутов (народов Кемеровской области и Алтая) - Магазин блога Тропа Духа, Обереги, Куклы

Постижение обрядовой и праздничной культуры коренных этносов Кузбасса невозможно без ясного представления об их верованиях. В сложной, уникальной системе религиозно-мифологических воззрений шорского и телеутского народов органично сочетаются черты родовых дошаманских культов, шаманизма, бурханизма и православия.

Жилище шорцев находилось под защитой духа тор-кижи (хозяин переднего угла) и духа огня (от эне). Проявлением древних семейных культов являются куклы-обереги, хранимые в семьях шорцев (ОРЕКЕННЕРЫ, ТОР-КИЖИЛЕРЫ) и телеутов (ЭМЕГЕНДЕРЫ и ЕНЕКЕЛЕРЫ, КАНАТУЛАР, КУРМУШИ). Это фигурки – изображения, связанные с охраной детей и их лечением, изображения предков по женской линии, покровителей домашнего очага.

«Покровители очага и детей», родоначальницы женщин — «орекеннер» или «тер-кижилер», были в каждой семье изображались в виде упрощенного изображения человека — тряпичных кукол (холщовых мешочков 15-20 см длиной, набитых куделью, реже волосами, срезанными с головы умершей шаманки), или либо в виде полос из ткани. Чаще всего «орекеннер» были безруки и безноги, иногда без шеи, носа, рта, но обязательно с глазами из бисера. Нередко фигурки соединялись попарно — «муж и жена».

Когда девушка покидала родительский дом, она получала «орекеннер» от своей матери и перевозила в дом мужа. Родовые духи заботились о благополучии семьи, увеличении рода, охраняли здоровье детей, родовой огонь. Но если к этим духам относились небрежно, то они посылали болезни, поэтому не реже одного раза в год их угощали салом и маслом. Хранились изображения в мешке или берестяной коробке на печи или под крышкой амбара.

В пантеоне домашних духов покровителей особое место занимало божество Умай или Умай-иче, покровительница детей. Верования о богине Умай широко распространены среди всех тюркоязычных народов Саяно-Алтая и возникли, видимо, в древнейшую древнетюркскую эпоху. По воззрениям шорцев, Умай живет одновременно и в верхнем мире, и на земле, рядом с новорожденным ребенком.

Некоторые обереги не только защищали дом, семью, но и покровительствовали в одном из наиболее важных видов хозяйственной деятельности – охоте (КАНАТУЛАР). Предметами, воплощающими промысловый культ, являлись изображения духов охоты – ТАЙГАМЫ, ШАЛЫГИ. Весь мир в традиционном представлении шорцев был разделён на три части, три земли:

1. Средняя земля – ортычер или бистынгчер (наша земля). Средняя земля плоская, посредине стоит гора Пустаг (МУСТАГ). Её хозяин – главный среди духов-хозяев гор, духов-помощников при камлании УЛЬГЕНЮ. Гора эта является «пупом земли» — чердинкиндиги. Под ней вода, и в ней живёт большая, сильная старая рыба кер-балык. Когда рыба шевелится, земля трясётся.

2. Земля злых духов – айначер (подземный мир).

Подземный мир – это владение ЭРЛИКА. Там живут айна – злые духи. Туда они забирают душу человека кут, мучают её (при болезни) и съедают (при смерти). Эрлик живёт тоже там и оттуда не выходит к людям, а посылают своихайна. Кам (шаман) ходит к нему, когда камлает о выздоровлении больных.

3. Небесная земля – Ульгенчер (земля Ульгеня, небо).

В земле Ульгеня имеется 9 небес.

1-е небо – нижнее небо – кошкан. В середине живёт его хозяин – Самчи. У него свой дом, такой же, как у людей, есть жена и дети. На нижнем небе помещается молния – сарыдже(«жёлтая»). Молния – это плеть для белосивого коня Ульгеня. Гром – удары плетью. Шорцы говорят: тенгрикугрепча – небо гремит, бог гремит, или Ульгень гремит.

2-е небо – кок-кур – синий пояс, здесь помещается синяя часть радуги – тенгри-челизе.

3-е небо – кузыл-кур – красный пояс.

4-е небо – кыр-кур – серый пояс.

5-е небо – кёктамош-кур – голубой пояс.

6-е небо –кызыл-тенгри – красное небо. Живут там красные женщины.

7-е небо – луна и звёзды.

8-е небо – солнце.

9-е – Ульгень. Он посылает иногда круги вокруг солнца и луны. На 9-ом небе всегда светло и тепло, трава там никогда не сохнет, и цветы не отцветают, в изобилии звери и скот.

Когда камлают Ульгеню, просят его о благополучии и плодородии. Ульгень может всё послать со своего неба.У Ульгеня есть слуги и посланники – другие духи и божества (например, МАЙ-ЭНЕ).

Жизнь любого человека по воззрениям шорцев полностью зависела от окружающих духов и божеств всех трёх миров. Сам человек лишь в немногих случаях непосредственно общался с духами, например, при «кормлении» духа огня, жертвоприношении духам-хозяевам во время промыслов и некоторым домашним духам-покровителям. Чаще же общение с духами и божествами происходило через посредника-ШАМАНА – особого избранника божеств среди живущих на земле людей. Шаманизм является специфической, традиционной чертой культуры и быта шорской народности. Шаманство – это не только камлание и жертвоприношение, но и искусство слова, танца, актёрское перевоплощение и глубокое знание психологии человека. Шаманизм возник естественным путём из ранних форм религиозных представлений, связанных с олицетворением окружающей природы и естественных сил. Обязательные атрибуты шамана – ШАМАНСКИЙ БУБЕН и колотушка – обладают богатой символикой.

Среди поверий большое место занимают горные духи, «хозяева гор», либо самые горы, которые выступают в их представлении живыми. К родовой горе относились с исключительным почтением, устраивая ей моления. Шорцы устраивали главное моление родовым горам весной, как только вскрывались реки. Это моление горам сопровождалось у них обязательным жертвоприношением ячменной брагой «абыртки», брагой из корней кандыка, вином, рыбой и т.д. Моление это называлось «шачыл», или «шашыг», т.е. кропление. Обряд моления и кропления совершал обычно старший в роде или в улусе. За отсутствием старика, знающего ритуал этого моления, приглашали шамана.

Содержание обращения к горам и водам сводилось к испрашиванию удачи в ловле зверя и рыбы, избавления от болезней. Это моление еще называлось «праздником березы», так как моление происходило около березы, украшенной обычно разноцветными тряпками или ленточками (ЧАЛАМА) и конским волосом.

Человек обитает на средней земле в соседстве с много численными духами-хозяевами мест: тайги, гор, рек, озёр. Причём эти духи представляются обычно антропоморфными существами, почти ничем не отличающимися от людей по образу жизни. Наибольшим почитанием пользовались духи гор и духи воды (ТАГ-ЭЭЗИ и СУГ-ЭЭЗИ). Эти духи представлялись в образе мужчин-охотников или обнажённых женщин с длинными распущенными волосами.

В мире духов, на их территории или в их присутствии считалось опасным проявить свою человеческую сущность: подать голос, отозваться на имя и т. п. Отчуждаемые части человека могли стать добычей существа иного мира, стремящегося тем самым как бы восполнить свою ущербность.

Угли в очаге, потрескивая, сообщали о настроении духа огня, звон колец тагана предвещал появление гостя. По представлениям шорцев, душа-тень за год до смерти человека предупреждала его об этом щелкающими звуками. Кормосы – злые духи могли мяукать, кричать совой или подавать утробный голос. Услышать подобное человеку считалось дурным предзнаменованием.

Охота сопровождалась особыми обрядами и ритуальными действиями. «Покровителем охоты считался дух сарыс. Его изображения в виде шкурки колонка или небольшой холщовой тряпочки прямоугольной формы вывешивали на сучьях деревьев за улусом и кормили по пути на промысел» (//www.rgo-sib.ru/science/78.htm). Сам промысел представлялся чем-то священным. По дороге охотники останавливались у подножия гор и «кормили» духа ТАГ-ЭЭЗИ, разбрызгивая по кругу жертвенный напиток абыртку. Переваливая через хребет, побрасывали собранные пихтовые ветки, обращаясь к горам с просьбой об удачном промысле. Придя на промысловый участок, кропили абырткой охотничий балаган, бросали во время вечерней трапезы кусочки мяса в костер духу огня от-эзи.

На промысле существовали строгие запреты: нельзя было шуметь, кричать, ругаться, так как звери в тайге понимают человеческую речь. Общаться между собой можно было только знаками, иносказательно называя промысловых животных. Считалось, что душа промыслового зверя находится в кончике его носа, поэтому последний отрезали и хранили, как амулет. Такими же амулетами служили различные части убитого медведя: коготь или лапа, подвешенные над дверью служили оберегом от злых духов айна (В.Кимеев, www.rgo-sib.ru/science/78.htm). Известен шорский «МЕДВЕЖИЙ ОБРЯД», в котором отражены следы тотемизма.

Куклы-обереги шорцев и телеутов (народов Кемеровской области и Алтая) - Магазин блога Тропа Духа, Обереги, КуклыКуклы-обереги шорцев и телеутов (народов Кемеровской области и Алтая) - Магазин блога Тропа Духа, Обереги, Куклы

Тесное взаимодействие с русскими переселенцами и распространение христианства на территории Западной Сибири привело к тому, что шорцы и телеуты органично восприняли традиции, обряды православия.

21 мая 1883 г. в день Св. Николая состоялось крещение телеутов. С конца 19 века в общественный быт телеутов прочно вошли христианские праздники. Похоронно-поминальный обряд во второй половине 19 века – начале 20 века уже соответствовал православным нормам. Однако от традиционных верований народ не отказался, древние обряды и ритуалы ассимилировались к христианской традиции. Православная традиция колядования отразилась в телеутских «КОЛОДО». Телеутский праздник «Пельменёк» приходится на 18 января – канун Крещения. В этот день в каждой телеутской семье обязательно готовят большое количество пельменей (считается, чем больше съешь пельменей, тем счастливей будет год), принимают гостей и ходят в гости. В наши дни празднование Николы Вешнего – дня крещения телеутского народа – включает совершенно «нехристианский» обряд освящения огня (см:www.ethnoinfo.ru/news/406-nacionalnyj-teleutskij-prazdnik-otmetili-v-kemerovskoj-oblasti).

О сочетании древних шорских верований и обрядов и православных традиций свидетельствует праздник «МЫЛТЫК» (праздник ружья).

С 1985 г. в целях возрождения народных культурных традиций в области проводятся национальные праздники (ПАЙРАМЫ) «ЧЫЛ-ПАЖИ», «ТомазакПайрам», «ОльгудекПайрам» (праздник в честь прародителя шорцев богатыря Ольгудека). В настоящее время в программу этих праздников входят национальные спортивные состязания, исполнение народных песен на шорском языке, конкурсы национальной кухни и национальных костюмов, реконструкция некоторых обрядов.

Охота на медведя проходила зимой и всегда коллективно: поднимали зверя в берлоге.

К берлоге шли тихо, не разговаривая. Подойдя к берлоге – рубили жерди и загораживали выход из неё. Один брал длинную жердь и начинал будить зверя. Остальные стояли с ружьями наготове. Медведь «ломился» сквозь пирамиду и падал, сражённый выстрелами. Его обматывали верёвками, вытаскивали на середину. Выбивали зубы («зубы, которыми всех зверей ешь»); снимали шкуру (когда снимали, притворно рыдали, показывая этим своё сожаление, иногда говоря: «родственник умер»), а тушу стегали прутьями. Отрезали голову и насаживали её на рябиновую палку. Один из охотников палил её на огне дочерна, а двое других били голову шомполами, приговаривая:

Ходивши по земле с дудками

В подарок пулю взял-де скажи.

Ходившего по земле с пучками,

Голову размножил-де скажи.

Видеть не мог, глаза маленькие

От этого умер-де, скажи.

После этого кол с опалённой головой втыкали в землю, обращая мордой на восток, и все охотники стреляли в неё по одному разу. Затем голову опять били, говоря:

За черёмухой лазил-де, свалившись умер.

Ягоду ел, с утёса свалившись, умер.

Рябиновые ягоды ел, свалившись, умер.

Смородину ел-де, в болоте утонул, умер.

У убитого медведя выбивали глаза. Охотники проглатывали их, не раскусывая. Верили, что на такого охотника никогда не нападёт медведь, т.к. он будет видеть свои глаза; вынимали язык – чтобы не пожаловался «на том свете».

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

НАША СТРАНА МАСТЕРОВ: Куклы обереги своими руками из ткани с мастер классом

Наша страна мастеров это блог, где Вы найдёте очень много пошаговых мастер-классов, вязание крючком, вязание спицами, бисероплетение, декупаж, макраме, вышивание,амигуруми, выкройки для малышей, как сшить ...

Кельтские амулеты и их значение

Одной из наиболее популярных в западном мире считается кельтская культура. И немаловажную роль в этом сыграл кельтский фольклор. Данная цивилизация является очень таинственной и оставила ...

Оберег жизни: обереги на здоровье — от болезни и смерти

Наши предки учили — чтобы защитить себя, свою семью и свой дом от различной нечисти и разных бед надо иметь оберег. Как известно, обереги могут ...

Как избавиться от подаренного оберега из ткани кукла

абсолютно согласна! Кукла не рождается, если она никому не нужна. Просто хозяин ее еще не нашел. Извините,может не к месту . Я с удовольствием присоединюсь.(на ...

Амулеты синтоизма — Сажида Дэй

* Фото розы амулет * Хамса амулет для православных * Амулет кулон для фото * Скайрим id амулета некроманта * Амулеты от джулии ванг отзывы ...

Имперский амулет: правда или развод, отзывы людей

Способен ли имперский амулет принести удачу и богатство его обладателю? Официальный сайт: перейти Вы не задумывались, почему некоторым людям деньги и удача сами плывут в ...

Славянские руны — их значение, описание, толкование и сочетание

Славянские руны обереги – это знаковые генераторы магической энергии со своей системой расположения, которую использовали древние славяне. Рунические символы считались созданными из энергоинформационного пространства Духа, ...

КАМНИ ПРИТЯГИВАЮЩИЕ ДЕНЬГИ И УДАЧУ К ЧЕЛОВЕКУ — ПРАКТИЧЕСКАЯ МАГИЯ

Сегодня я, маг Сергей Артгром расскажу, как использовать в магии камни для привлечения денег, успеха и богатства. Тема богатая, любопытная, и может заинтересовать многих. Магическими ...

Амулет солнца или солнечный узел — тайное значение и фото

Амулет солнца — один из древнейших символов, обозначающих силу и отвагу, усиление личного потенциала человека, усиление запаса жизненной энергии. Амулет солнца — один из сильнейших ...

Веснянка с косой — народная тряпичная кукла своими руками, КАРАКУЛИ

Народная тряпичная кукла Веснянка, как и большинство традиционных кукол, имеет много разных обличий, изменяясь не только от губернии к губернии, но и от деревни к ...

Амулет Велеса

Амулет Велеса — оберег волхвов, ведунов и земледельцев Амулет Велеса сейчас является крайне популярным славянским оберегом. Он посвящен одному из изначальных Богов в древнеславянской религии ...

Как привлечь удачу и деньги с помощью самоцветов?

Каждый нередко задается вопросом, как привлечь удачу и деньги? Сегодня мы поговорим о том, как привлечь удачу и деньги с помощью драгоценных камней. Среди них ...

КАК СОЗДАТЬ АМУЛЕТ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ УДАЧИ И СЧАСТЬЯ — ПРАКТИЧЕСКАЯ МАГИЯ

КАК СОЗДАТЬ АМУЛЕТ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ УДАЧИ И СЧАСТЬЯ Сегодня я, маг Сергей Артгром расскажу, о мощных амулетах на привлечение удачи в жизнь, как самостоятельно заговорить ...

Сильные защитные обереги своими руками

Испокон веков люди стремились оградить себя и свой дом от дурного глаза, злых людей и языков, нечистых сил. Наши предки призывали на помощь богов, силу ...

Разработка учебного проекта Кукла как оберег славян

Разработка учебного проекта «Кукла как оберег славян» Понятие проектной деятельности, ее цели и задачи. Характеристика тотемизма как религиозно-социальной системы. Разновидности тотемов: обереги, амулеты, талисманы, куклы. ...

Амулет от Джулии Ванг на удачу и богатство: инструкция по использованию

Магия, окружающая человека ежедневно, может ему помочь или же навредить. Скептики, глубоко верующие люди отрицают подобную помощь, но это вовсе не значит, что беды их ...

Веткины Куклы-Обереги приносят благополучие, здоровье и радость: богатушка, Неразлучники, Путешественница, Спиридон-Солнцеворот, Солнечный Конь, Веда

В глубокой древности кукла была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: Оберег или Берегиня. Обереговая кукла – ...

Ваш Хранитель — обереги, талисманы, амулеты своими руками хранители на все случаи жизни

ваши хранители на все случаи жизни Окружающий нас мир полон загадок и вопросов. Несмотря на то, что человек со времён своего происхождения преуспел в области ...

Ордынский амулет на деньги: своими руками, отзывы

Ордынский амулет – это талисман для привлечения денег, который известен с эпохи Золотой Орды. Еще в те времена считалось, что его владелец никогда не будет ...

Исследовательская работа — quot; Без прошлого нет — обереги — quot

Исследовательская работа «Без прошлого нет будущего.Куклы-обереги» КРАСНОЯРСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ДЕТСКО-МОЛОДЕЖНАЯ «НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4» Без прошлого нет будущего ...

Кукла Счастье

KuklaStadt — сайт о куклах, об истории кукол, о жизни кукол, обо всем, что их окружает и создано для них Здравствуйте, уважаемые посетители сайта «KuklaStadt»! ...

Марийская кукла оберег

Мастер-класс. Русская тряпичная кукла-оберег «Неразлучники» Мастер-класс. Русская тряпичная кукла-оберег «Неразлучники» В нашей группе функционирует уголок народного творчества в котором размещены кухонная утварь, салфетки и рушники ...

Амулет на любовь магический пентакль отношений красоты купить цена на шею

Данные владельца амулета для личного заряда Цена с общим зарядом Цена с личным зарядом С учетом стоимости доставки почтой Материал: пластика — прочный, небьющийся, теплый ...

Куклы обереги зернушка

Куклы и игрушки > Куклы Куклы и игрушки > Народные куклы Зернушка-крупеничка (или Зерновушка) — традиционный славянский оберег на богатство, сытость и достаток. Традиционная куколка ...