Главная » Магия и гадания » Куклы-обереги шорцев и телеутов (народов Кемеровской области и Алтая) — Магазин блога Тропа Духа, Обереги, Куклы

Куклы-обереги шорцев и телеутов (народов Кемеровской области и Алтая) — Магазин блога Тропа Духа, Обереги, Куклы

Куклы-обереги шорцев и телеутов (народов Кемеровской области и Алтая)

Куклы-обереги шорцев и телеутов (народов Кемеровской области и Алтая) - Магазин блога Тропа Духа, Обереги, Куклы

Постижение обрядовой и праздничной культуры коренных этносов Кузбасса невозможно без ясного представления об их верованиях. В сложной, уникальной системе религиозно-мифологических воззрений шорского и телеутского народов органично сочетаются черты родовых дошаманских культов, шаманизма, бурханизма и православия.

Жилище шорцев находилось под защитой духа тор-кижи (хозяин переднего угла) и духа огня (от эне). Проявлением древних семейных культов являются куклы-обереги, хранимые в семьях шорцев (ОРЕКЕННЕРЫ, ТОР-КИЖИЛЕРЫ) и телеутов (ЭМЕГЕНДЕРЫ и ЕНЕКЕЛЕРЫ, КАНАТУЛАР, КУРМУШИ). Это фигурки – изображения, связанные с охраной детей и их лечением, изображения предков по женской линии, покровителей домашнего очага.

«Покровители очага и детей», родоначальницы женщин — «орекеннер» или «тер-кижилер», были в каждой семье изображались в виде упрощенного изображения человека — тряпичных кукол (холщовых мешочков 15-20 см длиной, набитых куделью, реже волосами, срезанными с головы умершей шаманки), или либо в виде полос из ткани. Чаще всего «орекеннер» были безруки и безноги, иногда без шеи, носа, рта, но обязательно с глазами из бисера. Нередко фигурки соединялись попарно — «муж и жена».

Когда девушка покидала родительский дом, она получала «орекеннер» от своей матери и перевозила в дом мужа. Родовые духи заботились о благополучии семьи, увеличении рода, охраняли здоровье детей, родовой огонь. Но если к этим духам относились небрежно, то они посылали болезни, поэтому не реже одного раза в год их угощали салом и маслом. Хранились изображения в мешке или берестяной коробке на печи или под крышкой амбара.

В пантеоне домашних духов покровителей особое место занимало божество Умай или Умай-иче, покровительница детей. Верования о богине Умай широко распространены среди всех тюркоязычных народов Саяно-Алтая и возникли, видимо, в древнейшую древнетюркскую эпоху. По воззрениям шорцев, Умай живет одновременно и в верхнем мире, и на земле, рядом с новорожденным ребенком.

Некоторые обереги не только защищали дом, семью, но и покровительствовали в одном из наиболее важных видов хозяйственной деятельности – охоте (КАНАТУЛАР). Предметами, воплощающими промысловый культ, являлись изображения духов охоты – ТАЙГАМЫ, ШАЛЫГИ. Весь мир в традиционном представлении шорцев был разделён на три части, три земли:

1. Средняя земля – ортычер или бистынгчер (наша земля). Средняя земля плоская, посредине стоит гора Пустаг (МУСТАГ). Её хозяин – главный среди духов-хозяев гор, духов-помощников при камлании УЛЬГЕНЮ. Гора эта является «пупом земли» — чердинкиндиги. Под ней вода, и в ней живёт большая, сильная старая рыба кер-балык. Когда рыба шевелится, земля трясётся.

2. Земля злых духов – айначер (подземный мир).

Подземный мир – это владение ЭРЛИКА. Там живут айна – злые духи. Туда они забирают душу человека кут, мучают её (при болезни) и съедают (при смерти). Эрлик живёт тоже там и оттуда не выходит к людям, а посылают своихайна. Кам (шаман) ходит к нему, когда камлает о выздоровлении больных.

3. Небесная земля – Ульгенчер (земля Ульгеня, небо).

В земле Ульгеня имеется 9 небес.

1-е небо – нижнее небо – кошкан. В середине живёт его хозяин – Самчи. У него свой дом, такой же, как у людей, есть жена и дети. На нижнем небе помещается молния – сарыдже(«жёлтая»). Молния – это плеть для белосивого коня Ульгеня. Гром – удары плетью. Шорцы говорят: тенгрикугрепча – небо гремит, бог гремит, или Ульгень гремит.

2-е небо – кок-кур – синий пояс, здесь помещается синяя часть радуги – тенгри-челизе.

3-е небо – кузыл-кур – красный пояс.

4-е небо – кыр-кур – серый пояс.

5-е небо – кёктамош-кур – голубой пояс.

6-е небо –кызыл-тенгри – красное небо. Живут там красные женщины.

7-е небо – луна и звёзды.

8-е небо – солнце.

9-е – Ульгень. Он посылает иногда круги вокруг солнца и луны. На 9-ом небе всегда светло и тепло, трава там никогда не сохнет, и цветы не отцветают, в изобилии звери и скот.

Когда камлают Ульгеню, просят его о благополучии и плодородии. Ульгень может всё послать со своего неба.У Ульгеня есть слуги и посланники – другие духи и божества (например, МАЙ-ЭНЕ).

Жизнь любого человека по воззрениям шорцев полностью зависела от окружающих духов и божеств всех трёх миров. Сам человек лишь в немногих случаях непосредственно общался с духами, например, при «кормлении» духа огня, жертвоприношении духам-хозяевам во время промыслов и некоторым домашним духам-покровителям. Чаще же общение с духами и божествами происходило через посредника-ШАМАНА – особого избранника божеств среди живущих на земле людей. Шаманизм является специфической, традиционной чертой культуры и быта шорской народности. Шаманство – это не только камлание и жертвоприношение, но и искусство слова, танца, актёрское перевоплощение и глубокое знание психологии человека. Шаманизм возник естественным путём из ранних форм религиозных представлений, связанных с олицетворением окружающей природы и естественных сил. Обязательные атрибуты шамана – ШАМАНСКИЙ БУБЕН и колотушка – обладают богатой символикой.

Среди поверий большое место занимают горные духи, «хозяева гор», либо самые горы, которые выступают в их представлении живыми. К родовой горе относились с исключительным почтением, устраивая ей моления. Шорцы устраивали главное моление родовым горам весной, как только вскрывались реки. Это моление горам сопровождалось у них обязательным жертвоприношением ячменной брагой «абыртки», брагой из корней кандыка, вином, рыбой и т.д. Моление это называлось «шачыл», или «шашыг», т.е. кропление. Обряд моления и кропления совершал обычно старший в роде или в улусе. За отсутствием старика, знающего ритуал этого моления, приглашали шамана.

Содержание обращения к горам и водам сводилось к испрашиванию удачи в ловле зверя и рыбы, избавления от болезней. Это моление еще называлось «праздником березы», так как моление происходило около березы, украшенной обычно разноцветными тряпками или ленточками (ЧАЛАМА) и конским волосом.

Человек обитает на средней земле в соседстве с много численными духами-хозяевами мест: тайги, гор, рек, озёр. Причём эти духи представляются обычно антропоморфными существами, почти ничем не отличающимися от людей по образу жизни. Наибольшим почитанием пользовались духи гор и духи воды (ТАГ-ЭЭЗИ и СУГ-ЭЭЗИ). Эти духи представлялись в образе мужчин-охотников или обнажённых женщин с длинными распущенными волосами.

В мире духов, на их территории или в их присутствии считалось опасным проявить свою человеческую сущность: подать голос, отозваться на имя и т. п. Отчуждаемые части человека могли стать добычей существа иного мира, стремящегося тем самым как бы восполнить свою ущербность.

Угли в очаге, потрескивая, сообщали о настроении духа огня, звон колец тагана предвещал появление гостя. По представлениям шорцев, душа-тень за год до смерти человека предупреждала его об этом щелкающими звуками. Кормосы – злые духи могли мяукать, кричать совой или подавать утробный голос. Услышать подобное человеку считалось дурным предзнаменованием.

Охота сопровождалась особыми обрядами и ритуальными действиями. «Покровителем охоты считался дух сарыс. Его изображения в виде шкурки колонка или небольшой холщовой тряпочки прямоугольной формы вывешивали на сучьях деревьев за улусом и кормили по пути на промысел» (//www.rgo-sib.ru/science/78.htm). Сам промысел представлялся чем-то священным. По дороге охотники останавливались у подножия гор и «кормили» духа ТАГ-ЭЭЗИ, разбрызгивая по кругу жертвенный напиток абыртку. Переваливая через хребет, побрасывали собранные пихтовые ветки, обращаясь к горам с просьбой об удачном промысле. Придя на промысловый участок, кропили абырткой охотничий балаган, бросали во время вечерней трапезы кусочки мяса в костер духу огня от-эзи.

На промысле существовали строгие запреты: нельзя было шуметь, кричать, ругаться, так как звери в тайге понимают человеческую речь. Общаться между собой можно было только знаками, иносказательно называя промысловых животных. Считалось, что душа промыслового зверя находится в кончике его носа, поэтому последний отрезали и хранили, как амулет. Такими же амулетами служили различные части убитого медведя: коготь или лапа, подвешенные над дверью служили оберегом от злых духов айна (В.Кимеев, www.rgo-sib.ru/science/78.htm). Известен шорский «МЕДВЕЖИЙ ОБРЯД», в котором отражены следы тотемизма.

Куклы-обереги шорцев и телеутов (народов Кемеровской области и Алтая) - Магазин блога Тропа Духа, Обереги, КуклыКуклы-обереги шорцев и телеутов (народов Кемеровской области и Алтая) - Магазин блога Тропа Духа, Обереги, Куклы

Тесное взаимодействие с русскими переселенцами и распространение христианства на территории Западной Сибири привело к тому, что шорцы и телеуты органично восприняли традиции, обряды православия.

21 мая 1883 г. в день Св. Николая состоялось крещение телеутов. С конца 19 века в общественный быт телеутов прочно вошли христианские праздники. Похоронно-поминальный обряд во второй половине 19 века – начале 20 века уже соответствовал православным нормам. Однако от традиционных верований народ не отказался, древние обряды и ритуалы ассимилировались к христианской традиции. Православная традиция колядования отразилась в телеутских «КОЛОДО». Телеутский праздник «Пельменёк» приходится на 18 января – канун Крещения. В этот день в каждой телеутской семье обязательно готовят большое количество пельменей (считается, чем больше съешь пельменей, тем счастливей будет год), принимают гостей и ходят в гости. В наши дни празднование Николы Вешнего – дня крещения телеутского народа – включает совершенно «нехристианский» обряд освящения огня (см:www.ethnoinfo.ru/news/406-nacionalnyj-teleutskij-prazdnik-otmetili-v-kemerovskoj-oblasti).

О сочетании древних шорских верований и обрядов и православных традиций свидетельствует праздник «МЫЛТЫК» (праздник ружья).

С 1985 г. в целях возрождения народных культурных традиций в области проводятся национальные праздники (ПАЙРАМЫ) «ЧЫЛ-ПАЖИ», «ТомазакПайрам», «ОльгудекПайрам» (праздник в честь прародителя шорцев богатыря Ольгудека). В настоящее время в программу этих праздников входят национальные спортивные состязания, исполнение народных песен на шорском языке, конкурсы национальной кухни и национальных костюмов, реконструкция некоторых обрядов.

Охота на медведя проходила зимой и всегда коллективно: поднимали зверя в берлоге.

К берлоге шли тихо, не разговаривая. Подойдя к берлоге – рубили жерди и загораживали выход из неё. Один брал длинную жердь и начинал будить зверя. Остальные стояли с ружьями наготове. Медведь «ломился» сквозь пирамиду и падал, сражённый выстрелами. Его обматывали верёвками, вытаскивали на середину. Выбивали зубы («зубы, которыми всех зверей ешь»); снимали шкуру (когда снимали, притворно рыдали, показывая этим своё сожаление, иногда говоря: «родственник умер»), а тушу стегали прутьями. Отрезали голову и насаживали её на рябиновую палку. Один из охотников палил её на огне дочерна, а двое других били голову шомполами, приговаривая:

Ходивши по земле с дудками

В подарок пулю взял-де скажи.

Ходившего по земле с пучками,

Голову размножил-де скажи.

Видеть не мог, глаза маленькие

От этого умер-де, скажи.

После этого кол с опалённой головой втыкали в землю, обращая мордой на восток, и все охотники стреляли в неё по одному разу. Затем голову опять били, говоря:

За черёмухой лазил-де, свалившись умер.

Ягоду ел, с утёса свалившись, умер.

Рябиновые ягоды ел, свалившись, умер.

Смородину ел-де, в болоте утонул, умер.

У убитого медведя выбивали глаза. Охотники проглатывали их, не раскусывая. Верили, что на такого охотника никогда не нападёт медведь, т.к. он будет видеть свои глаза; вынимали язык – чтобы не пожаловался «на том свете».

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Куклы-обереги в славянской культуре

В данной перентации рассмотрены основные куклы из лоскутов, которые можно выполнить с учащимися на занятиях. Презентация предназначена для ознакомления и не содержит технологии работы над ...

Как правильно хранить деньги дома и в своем кошельке

Сегодня существует много способов сохранить накопленные сбережения. Многих людей до сих пор интересует вопрос о том, где хранить деньги дома, чтобы можно было не волноваться ...

Как сделать куклу масленицу

Кукла масленица является обязательным атрибутом веселого народного гулянья — проводов суровой зимы. Присутствие в доме домашней куклы масленицы в старину было обязательным. Кукла делалась на ...

Оберег кубышка травница — пошаговый мастер класс своими руками, Кукольных дел мастер

Кукла-оберег кубышка травница по своему виду похожа на хозяюшку, собирающую и хранящую лекарственные травки. Ранее считалось, что такие изделия способны уберечь хозяев от болезней, поддержать ...

Оберег для беременных: камни-талисманы, иконы, куклы

Оберег для беременных издавна считается эффективным средством для женщин в положении или для тех, кто хочет добиться успешного зачатия и спокойного течения беременности. Узнаем более ...

Тряпичные куклы обереги

С давних времен люди верили в то, что обереги способны защитить человека от различных напастей, бед, болезней и злых духов, помогают сохранить семью, найти любовь, ...

Якорь для денег: талисманы, которые кладут в кошелёк, OllyClub

Якорь для денег: талисманы, которые кладут в кошелёк Существует целый раздел магических предметов, которые заряжаются только с одной целью — приносить финансовое благополучие, увеличивать ваш ...

Заговоры и сильные молитвы на деньги и удачу от Ванги

Секретные заговоры и сильные молитвы на деньги, и удачу от Ванги Немногие знают о том, что применяя некоторые из существующих заговоров и обрядов, можно существенно ...

Картинки по запросу как изготовить амулет на удачу — Удача и деньги прийди ко мне

От шальных денег — выигранных, словно нужное вам событие уже происходит, положите их в кошелек. Все как было и как звучало, жаба с монеткой во ...

Амулет хамса (оберег, значение, фото)

Амулет Хамса стал с древнейших времен не просто украшением, но инструментом для защиты от разрушительных энергий и магнитом для счастья и удачи. Хамса считается лучшим ...

Интерьер: Как сделать куклу-оберег

Как сделать настоящий оберег? Смотрите наш мастер-класс Такую куклу обычно изготавливали на Масленицу, и она находилась дома до следующего года. «Домашняя Масленица» считалась сильным оберегом ...

Кукла на Cчастье

Это – народная кукла-оберег женского счастья. Она символизирует женское начало и силу, красоту, здоровье и благополучное долголетие. Делают такую куколку в виде маленькой девочки с ...

Как сделать оберег своими руками: куклы, браслеты и другие с фото

Оберег – своеобразная защита астрального тела. Он может привлекать удачу или деньги, охранять от злых людей и несчастий. Сделать магический символ своими руками не сложно. ...

Языческие символы и их значение

В те далекие времена, когда во всех странах царило язычество, или многобожие, люди одухотворяли окружающие их вещи и явление. Как правило, богов было множество и ...

The Media Center Blog: Amulet Voice Remote Control — Part1

Written by a Microsoft Windows Entertainment & Connected Home MVP. Covering HTPC MCE / Kodi (XBMC) and Home Automation. I’m going to be taking an ...

Кукла Баба Яга своими руками (шитье), Коробочка идей и мастер-классов

Для многих Баба-яга ассоциируется со злой и страшной колдуньей. Но если ее сшить в «светлом» образе, то такая текстильная игрушка станет оберегом для дома, хранительницей ...

Талисманы и амулеты счастья — символы приносящие радость

Практически каждый человек желает быть счастливым – это неизменная аксиома нашей жизни. Однако, состояние счастья настолько индивидуально и неповторимо, что создать подобную ситуацию в реалиях ...

Оберег зачатия ребенка руками, Зачатие

Ваш, который уже по счету, поход к лучшему специалисту вновь не приблизил ни на шаг к заветной цели: все замечательно, анализы в норме, а долгожданный ...

Талисман семьи и семейного благополучия

Талисманы семейного счастья: купить или сделать своими руками? Ваш дом — это не только крепость, но и место, где вы можете чувствовать себя в безопасности, ...

Значение славянских оберегов

Обереги древних славян: разновидности и их значение В древней славянской культуре есть все, что необходимо для создания и поддержания счастливой, здоровой и благополучной жизни. Ключевую ...

Кукла Рябинка»

«Кукла Рябинка». Мастер-класс Традиционная обереговая кукла Рябинка — одна из самых сильных женских кукол. Символ женской мудрости, материнства и домашнего очага. Сильнейший оберег семейного счастья. ...

Кукла-оберег Крупеничка (Зерновушка): мастер-класс по изготовлению своими руками, значение, история появления

Люди издревле стремились к тому, чтобы жить в богатстве и изобилии. Для хорошего урожая, сытости и процветания наши предки делали обережную куклу Крупеничку. Она изготавливается ...

Народная кукла

Почему у народной куклы нет лица?Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения ...

Славянские обереги: виды, значение, правила выбора

Славянские обереги: виды, значение, правила выбора 12.09.2017 Древние славяне верили в язычество. Люди приписывали предметам магические свойства, поэтому в это время были распространены и различные ...