— может переворачиваться с живота на спину (основа формирования передвижений: ползание, ходьба);
— сидит с поддержкой; в момент сидения может прямо удерживать головку (в подушках);
— лежа на спине может поднимать и удерживать головку (основа умения вставать);
— ребенок тянется к ближайшим объектам, протягивая к ним руки (предпосылка хватания: дотягивание), взрослый фиксирует внимание ребенка на предмете.
— лежа на спине, приподнимает головку и плечи;
— сидит с поддержкой, сохраняя прямой головку и спину (сидит, держась за ручки – поддержка только спереди);
— может быть поставлен и сохранять позицию стоя с поддержкой;
— начинает дотягиваться и схватывать предметы;
— начинает перекладывать предметы из руки в руку;
— может поддерживать бутылочку одной-двумя руками (активно включается в совместную деятельность кормления) — развивается высокий уровень сенсомоторной координации (глаз-рука).
— сидит почти без поддержки, практически самостоятельно;
— лежа на животе, начинает ползать вперед-назад с помощью ног, управляя руками (взрослый должен организовывать ползание ребенка: выкладывать на живот, на большом пространстве, привлекать игрушками);
— появление первых простых результативных действий – простейших манипуляций эпизодического характера (размахивание, перекладывание, постукивание);
— может захватывать маленькие объекты с плоской поверхности (дифференциация четырех пальцев и большого пальца).
2). Увеличение жизненного пространства: чаще высаживать на стул, выносить на прогулки.
3) Формирование хватания:
Развитие исследовательских движений руки без зрительного контроля (рот-руки перед собой, руки в поле зрения – формирование координации глаз-рука, но не надолго) – предпосылка для схватывания.
Ощупывание ручек под контролем зрения: зрительная моторная координация.
Развитие исследовательской деятельности в пределах собственного тела.
Использование руки и рта в исследовательских движениях.
Развитие дотягивания к предметам.
Базовая ситуация для появления хватания – ситуация общения ребенка с матерью (предмет становится значимым).
— зрительное сосредоточение на предмете;
— предмет помещается в рот (палец – в рот);
— предмет и палец равнозначны.
Эмоциональное (социальное) развитие.
— узнает маму и папу и поворачивается на знакомые голоса;
— может улыбаться изображению в зеркале;
— появляется гуление, может произносить слог из гласных (о-о, а-а, у-у), имитируя взрослого человека (в перерыве между речью взрослого – когда ребенок предоставлен сам себе);
— появляются первые игры ребенка, они начинают доставлять ребенку удовольствие; игры – повторы взаимодействия со взрослыми, которые очень значимы для ребенка.
— смеется и издает звуки, чтобы привлечь внимание;
— узнает разных членов семьи;
— появляются реакции страха и гнева (ребенок впервые начинает бояться); гнев появляется при ограничении потребностей и активности; сопротивляется, когда отбирают игрушку (формирование предпосылок сохранения объектов, память, начало формирования аффективно-заряженных представлений);
— ребенок может начать подражать взрослому, его действиям («ребенок входит в мир человеческих значений, действий через подражание»(Выготский Л.С.));
— интерес к игрушкам, желание манипулировать ими (предпосылка перехода в 6мес. к ситуативно-деловому общению).
— отвечает на свое имя;
— появляется положительная эмоциональная реакция на других детей;
— волнуется и пугается в обществе незнакомых людей;
— умеет подражать выражению лица и интонации голоса (вокализации); «фыркание» — выражает недовольство;
— появляется интерес к играм, особенно к звуковым; высокая сензитивность к звукам, музыке.
Укрепление эмоциональной связи ребенок-взрослый происходит во время игры (прятки – «ку-ку», щекотание, поглаживание, купание; подкидывание, подбрасывание – опыт переживания фрустрационных ситуаций (страх потери опоры), имитационные игры — «велосипед» ножками).
— присвоение ориентировочной функции рукам наряду со ртом;
— увеличение объема памяти, продолжительности сохранения прошлого опыта, что проявляется в узнавании (образная и моторная память).
— прослеживание траектории предметов на значительных расстояниях (провожает взглядом падающие предметы) — переход к познанию мира предметов;
— дифференциация знакомых и незнакомых объектов и людей;
— наряду с гласными звуками произносятся и некоторые согласные (б, д, м) – но это еще не фонемы.
— может начать сравнивать одновременно два объекта (постукивание) – формирование сенсорных предэталонов как неких единиц функционирования восприятия;
— рассматривает и тщательно изучает объекты длительное время;
— дотягивается и схватывает видимые предметы;
— начинает тянуться за упавшим предметом – начало сохранения объекта, тянется, если только предмет издает звук при падении;
— начинает произносить многие согласные и гласные.
2) Больше игрушек
3) Стимуляция реакции подражания: сначала имитировать самого ребенка (дает модель подражания).